В религиях мира по-разному изображаются ад и рай.
Представления о рае более абстрактны, в то время как ад рисуется во всех деталях.
В индуизме и буддизме говорится о семи небесах — месте временного пребывания человека в цикле нового рождения.
Согласно иудаизму, Адам восстановил рай на земле, а древние греки помещали его под землей. В более поздние времена рай переместился на небеса.
Христианское представление о рае было навеяно взглядами древних иудеев и греков и долгое время блуждало между неким идеальным материальным миром и духовным царством, избавленным от земных забот.
Из основных религий только ислам предлагает своим последователям небесные сады с едой, вином и чувственными наслаждениями. Души недостойных мусульман, которые пытаются пройти по мосту, ведущему в рай, попадают в ад. Но в Коране нет ничего о вечности ада.
В иудейских священных книгах место вечного наказания конкретно не указывается, но 2000 лет назад в рамках религиозной традиции стала упоминаться геенна, где сдирали кожу, сжигали или топили в человеческих экскрементах грешников. В начале XVIII в. философы принялись доказывать, что такой взгляд несовместим с идеей милосердного Бога.
В основе христианского отношения к аду лежит иудейская концепция. В Новом Завете мельком упоминаются «геенна огненная» или «плач и скрежет зубовный», однако художники и писатели постарались, чтобы страшные детали обросли плотью.
В восточных религиях существует множество адских мест.
Индусы верят, что душа должна попасть в ад для очищения перед реинкарнацией.
Тибетские буддисты толкуют о восьми адах, а в классическом буддизме их только семь.
Однако рекордное число принадлежит джайнизму — индийской аскетической религии, в которой насчитывается 8,4 млн. адских мест.